Индустрия туризма, что это такое?

Декабрь 20th, 2013 Туризм

Индустрия туризма, что это такое?

Индустрия туризма — это система производственных, транспортных, торговых, сервисных предприятий и средств размещения, предназначенная для удовлетворения спроса на туристические товары и услуги.

Для индустрии международного туризма особенно важными является вопрос согласования деятельности предприятий, туроператоров и турагентств разных стран, выработка международных стандартов относительно средств размещения, питания, которые используются в мире для обслуживания туристов. В помощь агентствам и туристам работают бюро переводов на английский, немецкий, турецкий, арабский и другие языки.

Однако единых международных стандартов пока не существует. В каждой стране действуют национальные стандарты, которые между собой могут существенно различаться. Например, гостиницы отличаются не только категориями (кроме «звезд», они могут классифицироваться по разрядам), но и набором (номенклатуре) предлагаемых услуг и требованиями к номерному фонду. Однако это не означает, что вообще нет никаких общих критериев, которые можно положить в основу международных стандартов.

В течение второй половины XX в. были неоднократные попытки разработать единую мировую систему классификации гостиниц. Первые шаги в этом направлении сделал 1952 Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО) — предшественник Всемирной организации туризма (UNWTO). В 1976-1982 гг эти разработки продолжили региональные комиссии UNWTO, в результате чего были созданы и одобрены системы гостиничной классификации для каждого региона. Несмотря на это много региональных систем классификации гостиниц имеют не обязательный, а рекомендательный характер. По мнению экспертов (в том числе экспертов Международной гостиничной ассоциации), принять единый мировой стандарт классификации не только невозможно, но и нецелесообразно, поскольку по многим характеристикам отеле просто нельзя сравнить, например, по месту расположения (в центре города, на курорте и т.д.) , по географическим и климатическим зонам.

В 1985 г. на шестой сессии Генеральной Ассамблеи UNWTO обсуждался вопрос гармонизации региональных систем классификации. Секретариат UNWTO при разработке своих рекомендаций не выходил за пределы стандартов, одобренных региональными комиссиями. В настоящее время международным стандартом может считаться документ «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями» (UNWTO, Мадрид, ЗО ноября 1989), но и он является только рекомендательным. В нем зафиксированы требования к отдельным характеристикам гостиничного хозяйства в зависимости от категории гостиницы.

В большинстве стран действуют национальные стандарты, кроме того, много гостиничных цепей, особенно межнационального характера, объединяющие гостиницы, расположенные в различных странах и регионах, вводят свои стандарты, обеспечивая тем самым максимальную конкурентоспособность своих предприятий.

Особенности и структура индустрии международного туризма

Туризм целесообразно рассматривать как индустрию, производящую продукцию, а также обеспечивает ее реализацию. Индустрия туризма состоит из обособленных, на первый взгляд, видов деятельности (транспортное обслуживание, гостиничные услуги, деятельность туроператоров и турагентов и др.)., Которые в действительности являются взаимозависимыми и функционируют благодаря сотрудничеству многих предприятий — как мелких, так и очень крупных. Кроме того, в этой деятельности участвует большое количество людей, непосредственно обеспечивающих функционирование рынка: специалисты по маркетингу и рекламе и, конечно, розничные продавцы — турагенты. Туризм обслуживают также множество других компаний, включая организации по обмену валюты, кредитование и др.. Следовательно, организация этого бизнеса требует большого искусства, практического опыта и тщательной координации.

Туристическая индустрия — это совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, туроператоров и турагентств, экскурсионных бюро, услуг гидов-переводчиков.

Туристический спрос сталкивается со специфической предложением целого ряда продуктов и услуг, которые производит индустрия, которая развивается быстрее любой другой.

Некоторые туристические продукты являются основными при удовлетворении потребностей туриста, остальные — дополнительными или второстепенными, поэтому пределы индустрии туризма определить очень трудно. Например, транспортные предприятия и рестораны при гостиницах удовлетворяют потребности не только туристов, ими могут воспользоваться и другие люди. Поэтому сферу туризма можно рассматривать в узком и широком смыслах. В первом смысле она охватывает предприятия, производящие продукты и услуги только для туристов, во втором — предприятия, производящие продукты и услуги не только для туристов, но и для всех граждан, желающих приобрести определенный продукт (услугу), т.е. ориентируются на весь рынок.

Предприятия, производящие продукты и услуги для туристов, можно разделить на три группы;

  1. Первичные — предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т.д.). В условиях замкнутого туристического и курортного центра почти все предприятия, расположенные на его территории, принадлежащие к этой группе.
  2. Вторичные — предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут воспользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, учреждения культуры и др.)..
  3. Третичные — как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут воспользоваться и удовлетворять свои потребности и туристы (общественный транспорт, почта и т.д.).